Дети / Воспитание ребенка

Ваш ребёнок лидер или зависит от других

Ваш ребёнок лидерПопробуйте вначале предположить: к какой категории можно отнести вашего ребенка? Примет ли он роль лидера или предпочтет зависимость от другого? Будет ли доброжелательным партнером сверстника или проявит безразличие, а то и чувство зависти к нему? Очень ли значимо для вашего ребенка, кто именно из детей находится с ним рядом? Попробуйте вначале ответить на эти вопросы, ориентируясь на свои знания сына или дочери, а затем проверьте себя, наблюдая за взаимодействием детей с ровесниками (друзьями, товарищами, «врагами»). Почему это важно знать? Потому что у дошкольника и младшего школьника помимо особых привязанностей к конкретным, симпатичным им детям, должно быть развито не просто терпимое, но доброжелательное отношение ко всем одноклассникам. Конечно, призывать к воспитанию вселенской любви без разбору нереально и даже неправильно, однако, не хотелось бы мириться с тем, что у многих интеллектуально развитых детей очень рано формируется избирательное, ориентированное, расчетливое отношение.
детиА ведь вина нас, взрослых, в этом немалая: как часто в ответ на восторженные отзывы сынишки о ком-то из детей мы охлаждаем его пыл привычными вопросами: «А как он учится?», «Кто его родители?», «Что у него по поведению?» Общение — это наука и искусство. И для нас с вами. И для детей. Не торопитесь утверждать их во мнении, что только хороший ученик может быть настоящим другом, что только ребята из хорошей семьи заслуживают внимания и симпатии. Жизнь опровергает этот упрощенный тезис. Да и наши Маши и Пети очень легко загоняют нас в угол своими вопросами: «А разве тройка по русскому языку означает, что Таня (Вова...) плохой человек? Что тебе еще не нравится в ней, кроме успеваемости?» Не будем спешить переубеждать дочь или сына в их первых достойных проявлениях. Наоборот, если ребенок может противопоставить вам собственное, обоснованное суждение, значит его нравственное развитие идет нормальными темпами и в нужном направлении.
Так могут ли сын или дочь отстоять в споре с вами свою точку зрения? Безусловно, свой вопрос мы адресуем родителям, которые способны уступить ребенку, если он прав, признать свои ошибки, а если нужно, то и извиниться перед ним. Ведь семья — своеобразный полигон, на котором ребенок ежедневно производит какие-то испытания, овладевая искусством жить, думая. Где, как ни дома, ни перед мамой и папой, апробировать свои силы, испытать возможности, удостовериться в открытиях?! Проведем небольшой эксперимент. Один-два раза оценим работу, выполненную сыном или дочерью, необъективно, при этом в одном случае оценка должна быть завышенной, а в другом — заниженной. Сделать это легко, поскольку маленький ребенок все время чем-то занят — рисует, играет, пишет, конструирует... Постараемся, чтобы малыш воспринял оценку всерьез. Как же среагировали сын или дочь на неожиданную оценку? Какая из них подействовала сильнее — завышенная или заниженная? Какую из них дети приняли, а с какой не согласились? Смогли ли обосновать свое несогласие или же их аргументами стали слезы, отказ от дальнейшей работы? К каким доводам преимущественно прибегали дети — к словесным, к практическому анализу готового результата труда? Что преобладало в поведении — желание «защититься» или же стремление «нападать» на вашу оценку? Чтобы полученные сведения оказались более полными, понаблюдаем, как наш малыш ведет себя в споре е ровесниками и с младшими детьми. С кем из них он может спорить, а в споре с кем всегда проигрывает? Во имя чего он спорит — чтобы отстоять истину, чтобы просто спорить, чтобы противопоставить себя другому? Что преобладает в его проявлениях — склонность к конфронтации или к компромиссу?
школьницаБезусловно, автономность дошкольника и младшего школьника от авторитетного сверстника и тем более взрослого, достаточно ограничена. Тем не менее можно и должно говорить о тенденции к самостоятельному или зависимому поведению. Пусть маленький человек еще не может толком обосновать свою точку зрения, пусть пока чаще «защищается», чем «нападает», главное, что он тяготеет к истине, делает первые попытки поставить ее во главу угла. Итак, если у вас хватило терпения уточнить свои представления о том, как сын (дочь) относятся к труду, к другим людям, к самим себе, вы можете, определить, к какому типу жизненной позиции можно его «примерить». Конечно, пока ребенок в начале своего жизненного пути, правильнее говорить о предрасположенности, о заявке на тот или иной тип. Однако, поверьте, заявка эта весьма серьезна: с годами что-то объективируется точнее, увеличивается в объеме, приобретает более определенные контуры. Итак, чтобы определиться в том, насколько активную по форме и нравственную по содержанию позицию склонен занимать конкретный ребенок, следует определиться в характере и направленности его действий.

Похожие новости



Комментарии - всего 0

Оставить комментарий