Дети / Воспитание ребенка

Почему ребенок боится отвечать у доски

Почему ребенок боится отвечать у доскиРебенок испытывает чувство страха, когда находится возле доски, ему никак не дается ответ, он краснеет, потеет, слова вымолвить не может, хотя все учил. Иногда что-то пытается сказать, но при этом делает голос таким тихим, что его почти не слышно. Это только раздражает учителя и усиливает страх ребенка. Что делать?
Самым большим источником отрицательных эмоций для младших подростков является школа. Здесь каждый день приходится волноваться по какому-нибудь поводу. Вдруг на самостоятельной работе попадется неудачный вариант? Вдруг зададут сложный вопрос? Вдруг получишь плохую отметку и родители будут ругать дома? Но, пожалуй, самым эмоциональным событием для любого школьника является ответ у доски. Ведь в этом случае ему приходится не только демонстрировать свои знания, но и еще получать оценку со стороны учителя и своих одноклассников.

Каковы причины боязни отвечать на уроках

Из-за того, что дети стремятся к тому, чтобы учителя и одноклассники признали их авторитет, у них у доски каждый раз возникает чувство тревожности и страха. Картина усугубляется, когда у вызванного к доске ученика нет верного ответа. Ведь он понимает, что взрослому «оценщику знаний» без разницы, какую цифру ставить в журнал, а школьные товарищи замечают любую мелочь, поэтому не упустят возможности посмяться над ним. Но почему устных ответов боятся ученики, хорошо ориентирующиеся в теме?

  • Индивидуальные качества. Когда чувство тревожности – это устойчивая личностная особенность, каждый ответ у доски превращается для ребенка в непростое испытание. Он будет делать все, чтобы избежать его: просить письменные задания, делать рефераты и т. д. Как и у любой тревожной личности, у него может выработаться охранительное поведение. Например, он может сидеть на уроке и не шевелиться, пока учитель думает, кого вызвать к доске. Или носить в дни нелюбимых уроков «счастливые» вещи. Чем больше у ребенка сформировалось ритуалов, охраняющих его от публичных ответов, тем сложнее ему будет побороть свой страх.
  • Перфекционизм. Если ребенка хвалят дома только за «отлично» и поэтому он решил, что должен быть во всем лучше остальных, ситуация публичной проверки будет причиной внутреннего напряжения, так как когда он оказывается у доски, происходит столкновение его собственного представления о себе с реальностью. Ведь учитель легко может найти брешь в знаниях, задав дополнительный вопрос.
  • Страх унижения. Чтобы ребенок начал бояться устных ответов, достаточно, чтобы учитель один раз высмеял или раскритиковал его у доски. Когда педагог чрезмерно требователен, не приемлет нарушения дисциплины и склонен с обсуждения конкретных ошибок переключаться на оценку личностных качеств своих подопечных, дети в принципе стараются избегать выходов к доске на занятиях такого учителя, так как опасаются того, что его унизят.

Как помочь ребенку

Если письменные работы оцениваются хорошо, а устные ответы у доски оставляют желать лучшего, ребенка пугает не столько сама ситуация оценивания, сколько то, что оценивает широкая публика. При этом нередко отмечается сходство ситуации с замкнутым кругом: страх не влияет на успешность ответа, а новые неудачи дополнительно делают страх более сильным. Надо что-то делать, пока ученик не смирился с плохими отметками и не потерял интерес к учебе.

  • Спорьте с ребенком на равных. Увереннее чувствуют себя у доски детки, которые могут позволить себе дома быть спонтанными и парировать высказывания взрослых. Малыши, которые привыкли молчать об ошибках и желаниях, чтобы не попадать в эпицентр родительского гнева, как правило, боятся публично проявлять себя и в школе. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел аргументировать свои высказывания и вести дискуссию, создайте дома доверительную атмосферу, где каждый может заявлять о своих потребностях и рассказывать о том, что его тревожит.
  • Репетируйте дома. Вначале нужно выучить урок, а затем пошагово отработать ответ. Обращайте внимание на то, как ребенок стоит, четко ли говорит и т. д. После нескольких генеральных репетиций в домашней обстановке школьник начнет с успехом доказывать теоремы, рассказывать стихи, пересказывать параграфы у доски.
  • Поддерживайте маленького школьника. Признайте, что выступать перед аудиторией непросто даже взрослому человеку. Таким образом вы дадите понять ребенку, что испытывать страх, когда на тебя устремлено множество взглядов, - это нормально. И раз все как-то справляются со своими чувствами, справится и он. А чтобы укрепить веру школьника в успех, напоминайте ему о том, что в его жизни уже было полно успешных выступлений на публике: когда-то он лучше всех рассказал стихотворение на утреннике, не постеснялся при гостях поздравить бабушку, рассказал на семейном обеде смешную историю и сумел всем поднять настроение.

Если у ребенка зарождается страх перед возможностью ответа у доски, потому что ему страшно ошибиться и опозориться при всех, прежде всего нужно с уважением отнестись к его чувствам. Сама возможность рассказать о своих переживаниях, быть понятым и принятым родными, уже многое дает для разрешения ситуации. Если же ученик испытывает страх на уроках конкретного учителя, нужно говорить с учителем.


Похожие новости



Комментарии - всего 0

Оставить комментарий