Дети / Воспитание ребенка

Как узнать, что значит для ребенка школа и занятия

ребенок в школеЛюбознательность – такая же биологическая потребность человека как голод или сон. Посмотрите, как ведут себя малыши. Они без страха хватаются за незнакомые предметы, попадающиеся им на пути, хотят все делать сами и задают очень много вопросов. Но уже в младшем школьном возрасте дети начинают сильно различаться по тому, насколько активно они посвящают себя изучению нового.
Пока одни тянут руку, желая выйти к доске, чтобы научиться решать примеры по новой теме, и хотят участвовать везде, где только можно, другие делают только то, что им говорят. Что становится причиной потери тяги к новому? Почему из любознательных малышей вырастают ученики, которые не хотят рисовать на уроке рисования, но вместо решения примеров предпочитают малевать человечков в тетради?

Внутренний страх против творчества

Школьники по-разному подходят к выполнению заданий, так как по-разному сопоставляют сложность задач с собственными возможностями. Проще всего у людей получается рисовать в голове конечные результаты: хозяйки хотят сразу знать, насколько вкусным получится пирог, а выступающие перед широкой публикой мысленно представляют, в каком конкретном месте выступления аудитория будет им аплодировать. Однако когда оглядка на ожидаемые позитивные результаты становится важным фактором, зарождаются новые мысли и вопрос: а что случится, если все пойдет не по плану? В результате человек, желая повысить шансы на успех, тратит больше сил на выполнение задуманного, а натыкаясь на неудачу, теряет веру в свои способности. Наверняка в следующий раз он будет браться за новое дело с меньшей инициативой.
К детям завышенные требования предъявляются уже в дошкольном возрасте. Вначале мальчиков и девочек записывают во всевозможные кружки, потом отдают в школу с углубленным изучением какого-либо предмета, который может не соответствовать их способностям. Школьников до такой степени настраивают на успех, что те начинают бояться, что не смогут оправдать надежд мамы и папы.
Если за плохие отметки грозит наказание в виде отмены карманных денег, криков или, наоборот, молчания, ребенку будет еще сложнее справляться с возложенной на него нагрузкой. Задача страха – указывать на угрозу и настраивать организм на бегство. Если уроки будут восприниматься как опасность, мозг начнет отказываться обрабатывать новую информацию. В итоге ребенку будет сложно концентрировать внимание и запоминать учебный материал.
Неуспеваемость по какому-либо предмету также может быть связана со страхом. Достаточно один раз накричать на ученика, решающего пример у доски, чтобы в дальнейшем он испытывал внутренний дискомфорт на занятиях по математике.
Есть над чем подумать: если ученик испытывает постоянный стресс в процессе учебы, он заболевает. Если ваш ребенок часто жалуется на головную боль, чувство тошноты и непреодолимую слабость, необходимо срочно принимать какие-то меры. Никто не может долго работать в накаленной обстановке, а дети – тем более.
Школьную программу вряд ли можно связать с яркими чувствами. Большинству школьников приходится приложить немало труда, чтобы заучить все правила и понять, как решаются уравнения. Однако даже полное отсутствие интереса и способностей к какому-либо предмету может быть компенсировано высокой мотивацией и частыми тренировками.

Родительский страх против самостоятельности

ребенок в школеЧем больше на пути исследования окружающего мира ребенок встречает любви и поддержки и меньше запретов и наказаний, тем более смелым и любознательным он растет. Однако между словами «поддержка» и «чрезмерная опека» нельзя ставить знак равенства. Когда любое желание малыша мгновенно исполняется, в нем не развивается важнейшая жизненная способность – терпимость к отсрочке выполнения запросов. А чем меньше сила воли, тем ниже устойчивость к разочарованиям.
Зачастую причина чрезмерной заботы со стороны родителей коренится в их страхе оказаться «нехорошими», причем не в глазах сына или дочки, а в глазах других взрослых. В итоге они усложняют жизнь себе и оказывают медвежью услугу своим детям. Из ребенка, которого оберегают от трудностей, вырастает личность, легко забывающая о долгосрочных целях и предпочитающая кратковременные удовольствия. Родительская любовь важна, но она должна способствовать внутренней мотивации, а не сдерживать ее.
Есть над чем подумать: каждый раз, когда мамы собирают за ребенка портфель, заново повторяют то, что было пройдено в школе, читают вслух заданную литературу, интересуются, не обижает ли кто в школе, они посылают школьнику сигнал: «Сам ты ничего не можешь!» Но почему же? Дети способны выполнять задания по пройденной теме, улаживать конфликты с ровесниками и подходить к учителям с вопросами, когда им что-то непонятно. Безусловно, ребенку нужно помогать и давать советы, когда он об этом просит, и следить за тем, все ли выполнено, если у него есть проблемы с организацией личного времени. Однако в большинстве семей взрослые проявляют опеку там, где это не нужно, и не слышат детей, когда те действительно нуждаются в помощи.
Мамы и папы во все времена заботились о благополучии своих детей, но они никогда не вмешивались в их жизнь так бесцеремонно, как это делают современные родители. Постоянные звонки, проверка, какие видео были просмотрены за последние несколько дней, подглядывание «через плечо», с кем идет переписка в интернете, – все это похоже не на воспитание, а на абсолютный контроль. Что тут говорить, сегодня в продаже можно найти часы, позволяющие следить за перемещением ребенка и подслушивать его разговоры.
Дети умеют намного больше, чем думают их родители. Но чтобы у них была возможность тренировать свои способности, им необходимо пространство для экспериментов, а чтобы они могли добиться в жизни успеха – опыт решения проблем. Только совершая ошибки, можно научиться делать выводы. Только бросая вызов трудностям, можно выстроить лестницу успеха.

Слова имеют силу

Куда важнее следить не за успеваемостью ребенка, а за тем, как он реагирует на неудовлетворительные оценки. Одни ученики, получив «двойку» за контрольную по математике, объясняют свой неуспех недостаточной подготовкой или плохим самочувствием во время урока, другие – предвзятым отношением учителей, слишком сложными заданиями или своей глупостью.
Тот, кто умеет делать правильные выводы из ошибок, в следующий раз приступает к работе более ответственно и имеет все шансы улучшить свой результат. Тот, кто перекладывает вину на других, лишает себя возможности действовать. Зачем, собственно, стараться, если от тебя ничего не зависит? Если ребенок думает, что он глупый, будьте готовы к тому, что его успеваемость пойдет стремительно вниз.
Нередко рвение детей к учебе подрывают сами родители, высказывая вслух свои предположения о том, какие способности в них заложены генетически, а в чем им успеха не достичь. Например, школьникам говорят такие обидные слова, как «в семье ни у кого не было слуха» или «математиком тебе точно не стать, у нас в роду все гуманитарии».
Если и высказывать какое-либо мнение о способностях будущего школьника, то только положительное: «ты прирожденный спортсмен» или «твой дед был гением математики, так что у тебя есть все шансы обогнать одноклассников в решении задачек». Когда ребенку сообщают о том, что он в чем-то особенный, он начинает верить в то, что у него есть все необходимые качества, чтобы добиться успеха в любимом деле или повысить свою успеваемость по какому- либо предмету. Одно замечание: не нужно формировать в детском сознании «статичное» представление о самом себе. «От природы талантливый» малыш, однажды получив плохую оценку или выслушав критику в свой адрес, делает вывод, что он больше не умный, и теряет интерес к учебе или занятиям в спортивной секции. Ребенок должен быть убежден в том, что способности можно развить.
Есть над чем подумать: неверно поступают и те родители, которые не видят разницы между обычными и особенными достижениями своих детей. Если восторгаться всему, что делает ребенок, он перестанет ставить перед собой высокие цели.
Еще больший отпечаток на представление ребенка о себе накладывает социальное сравнение в школе. Дети, привыкшие к тому, что в их тетрадках все время есть исправления красной ручкой, а в дневнике – плохие отметки и замечания учителей, перестают верить в то, что у них может что-либо получиться.
Чем старше становится ребенок, чем сильнее его самооценка зависит от школьных оценок. И не важно, что цифры в журнале являются весьма субъективной мерой знаний. Фамилия одного и того же ученика в одной школе будет стоять в начале рейтинга успеваемости, а в другой может спуститься к середине списка.
Особенно зависимость от оценок наблюдается у девочек, более усидчивых, но с трудом признающих свой успех. Получив «отлично» за контрольную по математике, они подумают, что это случайность: вариант попался легкий, на факультативе были разобраны похожие задачи. Мальчики же в этом случае сделают вывод, что хорошо знают математику. К подростковому возрасту их самоуважение только повысится, в то время как у девочек оно упадет еще больше.
Учеба ради оценок – эпидемия школьного образования. Отличники ведут себя как роботы: наизусть заучивают правила, пишут сочинения по шаблонам, тренируются решать однотипные примеры, чтобы хорошо написать контрольную. Только вот на практике задачи, которые выполняются строго по инструкции, предпочитают доверять машинам. В людях ценятся изобретательность, любовь к экспериментам, критическое мышление и умение рисковать. Все то, что убивается за годы учебы страхом получить плохую оценку.

Похожие новости



Комментарии - всего 0

Оставить комментарий