Здоровье

Как проявляется комплекс неполноценности у ребенка

комплекс неполноценностиКомплекс неполноценности – видение самого себя как никчемного, ущербного, несостоявшегося. При этом вовсе не обязательно иметь проблемы со здоровьем, физические недостатки или реальные факторы, ограничивающие то или иное проявление жизнедеятельности. Когда человек не принимает себя сам, он уверен, что его не принимают и другие.

Люди с комплексом неполноценности боятся высказывать свою точку зрения, так как заранее уверены, что она ошибочная. Избегают нового общения, так как боятся быть осмеянными. Не стремятся подняться по карьерной лестнице, так как уверены в том, что не достойны занимать более высокую должность. В тоже время они ничего не делают, чтобы улучшить свою жизнь в лучшую сторону. Почему? Дело в том, что рассматриваемый комплекс обычно сопровождается нежеланием общаться с окружающими.

За появление термина «комплекс неполноценности» мы должны благодарить австрийского психолога, который изучал проблему у малышей. По причине особенностей психики и физиологии каждый ребенок недоволен своей силой и полноценностью. Только почему-то у одних комплекс с возрастом исчезает, а других преследует всю жизнь.
Чувство рассматриваемого комплекса является недостатком. В отличие от животных, человек рождается беззащитным. Он даже не воспринимает себя чем-то отдельным от матери. Комплекс развивается как раз в тот момент, когда ребенок начинает осознавать, что он личность, но полностью зависимая от взрослых, которые всегда знают, как ему нужно поступать, что делать, как одеваться и т.д. Желая разорвать оковы опеки, он совершенствует себя и достигает замечательных результатов. Получается; что комплекс неполноценности дан человеку не для того, чтобы подавить его, а для того, чтобы побудить его к действию.

Внутренние переживания, касающиеся комплекса, становятся доминантными и становятся причиной неуверенности и соответственно многочисленных проблем в трех случаях: при наличии какого-либо физического дефекта, при чрезмерной опеке родителей или отвержении с их стороны.

Защищая ребенка от ошибок, взрослые лишают его возможности проявлять себя и приобретать собственный опыт. Поняв, что проявлять самостоятельность бесполезно, так как все равно придется подчиняться всезнающим и опытным родителям, он замыкается в себе. Неуверенность в собственных силах, перекладывание вины на других, боязнь быть в обществе, неумение постоять за себя, страх совершения ошибки, боязнь конкуренции – с такими чертами обычно вырастают дети, «задушенные» родительской опекой.

Ребенок, которым полностью пренебрегают, окружен психологическим вакуумом, в котором отсутствуют элементы, обеспечивающие выстраивание границ с социальным миром. Все маленькие дети объясняют нехватку внимания и заботы одинаково: меня не любят, потому что я недостаточно красивый, умный, талантливый, сильный и т.д.

Из-за неполноценности того или иного органа человек с раннего детства начинает осознавать, что он не такой как сверстники.
Бессознательные представления, эмоциональные воспоминания, ассоциации, возникающие у ребенка, вкупе сказываются на будущем его поведении и мироощущении. Закомплексованность, как правило, сопровождается преувеличением своей немощности, акцентированием внимания на собственных физических недостатках. Человек теряет веру в то, что будет признан окружающими и начинает упиваться своими промахами и недугами. Более того, он безотчетно провоцирует поражение в делах и возникновение болезненных симптомов, чтобы вызвать сострадание близких.

Иными словами, человек пытается получить выигрыш от своей слабости. Любой физический недостаток позволяет получить ряд преимуществ. Во-первых, находится оправдание всем неудачам. Во-вторых, появляется возможность манипулирования людьми. Слезы и жалобы – инструмент, делающий окружающих чуть-ли не рабами.

Люди, решившие «уйти в слабость», заняты поиском пути, который позволил бы им избежать поражения. То есть вместо того, чтобы искать выход из сложившегося положения, они ограждаются обстоятельствами, в которых могут доминировать. Эти люди чуть-ли не с охотой мирятся со своей слабостью и при этом никогда не показывают свое превосходство. «Неудачники», алкоголики, жертвы черствости окружающих – все они ищут превосходства в том, что доказывают, как они несчастны и слабы.

Оборотная сторона комплекса неполноценности – комплекс превосходства. Осознание собственной беспомощности и никчемности начинает так тяготить, что еще в детском возрасте человек начинает искать доказательства того, что он что-то да значит и что-то да решает. Дети, стремясь к признанию, показывают мнимые и реальные достижения, а взрослые с комплексом пользуются всевозможными социальными символами – статусными и материальными.

Чтобы избавиться от чувства несостоятельности, человек делает вся для обогащения. Мерилом успешной жизни обычно являются деньги, знания. Безудержный карьеризм в данном случае является признаком слабости. Таким образом, целеустремленные, немного нагловатые, эгоистичные люди, которых мы привыкли называть «без комплексов», живут под влиянием комплекса превосходства.

Похожие новости



Комментарии - всего 2

  • image
    Инга Гафт
    Очень жаль, что мы зачастую не обращаем внимания на проблемы детей. Думаем, что они могут быть только у взрослых. "Комплекс неполноценности преследует потом всю жизнь. Мешает в личной жизни, карьере, даже здоровье. Уважаемые родители, педагоги, давайте больше любить наших детей и уважать их как личность. Глубже разбираться в их проблемах и помогать их преодолевать. И ни в коем случае не отмахиваться и не давить своим авторитетом.
  • image
    Наталья
    У дочери в подростковом возрасте возник комплекс неполноценности, который проявлялся в неуверенности в её собственных силах. Она не бралась за какое-то, к примеру, интересное ей дело, потому что боялась, что у неё ничего не получится и она из-за этого расстроится. Ей очень хотелось научиться играть на гитаре, но она не решилась записаться на курсы из-за неуверенности в себе. Я всячески пыталась внушить ей веру в себя, купила гитару, которую она освоила по урокам в интернете и понемногу стала воодушевляться, понимать, что нужно трудиться и верить в то, что всё получится. Помогли в то время и всякие мотивирующие видео, которые мы вместе смотрели, а так же всякие фильмы и мультфильмы о преодолении себя. Мы много работали над этим вместе и дочь сумела преодолеть свои комплексы.

Оставить комментарий