Дети / Воспитание ребенка

Когда и как наказывать детей

Когда и как наказывать детейНет такого ребенка, который бы смог удержаться от соблазна проверить свои границы дозволенного. А вдруг какие-то правила можно нарушать? Это позволяет утверждать, что наказание детей оправдано (в пределах разумного, конечно). Без правильного наказания из малыша в будущем не получится полноценного человека. Однако не стоит путать наказание с рукоприкладством. Чтобы малыш усвоил урок, совсем не обязательно причинять ему боль. Зачем наказывать подзатыльниками, если проще лишить его временно конфет, мультфильмов, карманных денег? Поверьте, это далеко не полный арсенал.

Ребенок ждет реакции родителя

Постановка проблемы: мама и ее сынок идут по улице. Вдруг мальчик замечает впереди лужу и вырывается вперед. Мама кричит, чтобы он не лез в воду. А ребенок думает: «Я знаю, что нельзя, но что случится, если не послушаться и встать на краешек лужи?» Если его попросить еще раз: «Ноги намочишь, выходи», он продолжит свою проверку: «Злится. Но почему? Со мной ведь ничего не случится. Сделаю я еще один небольшой шаг». Предела испытаниям нет. Если не остановить карапуза, он расположится в луже не хуже, чем в ванночке.

Три варианта развития событий:

  1. «Ты что, оглох? Тебе ведь сказали, что нельзя. Как с тобой нужно разговаривать, чтобы ты понимал?» Далее следуют шлепки по попе. Что получаем? Мама злится на малыша оттого, что он не слушается, и на саму себя из-за того, что накричала на него. Ребенок обижен, поэтому орет во все горло. Вроде бы мальчик наказан, но что он усвоил из урока? Только то, что мама сильнее его и умеет неплохо драться.
  2. «Зачем ты залез в лужу? Вот видишь, теперь у тебя ножки мокрые. Будь хорошим мальчиком, выходи из лужи. Ой, не надо садиться. Разве ты видел, чтобы кто-нибудь сидел в луже? Пойдем домой, я тебе ванну наберу. Не хочешь? А что хочешь? Чипсы? Побежали быстрее домой умываться и мультики смотреть, а по дороге купим тебе чипсы». Мама вымотана, и это неудивительно. Ей постоянно приходится придумывать, как можно отвлечь и чем задобрить непоседливого малыша. Карапуз же быстро уяснил, что он может делать все, что ему вздумается. Более того, с помощью плохого поведения можно получить желаемое, например, сладости.
  3. «По лужам можно бегать только в резиновых сапогах. Если ты зайдешь глубже, то будешь мокрый, и нам придется идти домой.» Так как ребенок проверяет границы дозволенного, он сделает шаг вперед. И как только он нарушит запрет, нужно его взять за руку и отвести домой: «Я тебя предупреждала». Вроде бы на ребенка даже не накричали, но он наказан: его лишили прогулки и ведут домой. При этом он сам сделал свой выбор. Не униженная шлепками личность может немного похныкать, а может и пореветь, но она вынесет урок: нужно слушать то, что говорит мама.
Если малышу еще нет 2,5 лет, нет смысла его наказывать. Его мозг пока еще не справляется с причинно-следственными связями. Поэтому если на него накричать, он поймет только то, что его не любят.
Важно :наказание должно быть таким, чтобы ребенок понял лишь одно – что он плохо поступил, а не то, что он плохой.

Чтобы наказание действовало

Когда и как наказывать детейСоветы психологов:
  • Не нужно часто наказывать детей, так как в этом случае малыш перестанет обращать внимание на наказания.
  • Не все проступки должны влечь за собой одинаковые последствия. Согласитесь, если малыш со злостью бьет маму или разливает воду, а наказание получает за то и за другое действие одинаковое. Это как минимум справедливо. Иерархия запретов: табу на то, что представляет угрозу для жизни, наказание за неуважение к взрослым и демонстративное непослушание, неодобрение за все остальные «мелочи жизни».
  • Наказание должно следовать сразу же после проступка. Если в течение дня напоминать малышу о том, что вечером придет папа и будет ругать его, то можно довести его до нервного срыва. Помните: один проступок – одно наказание. Если наказаний будет несколько, все будет похоже на вымещение родительского негодования. Что если в семье живут еще бабушка с дедушкой?
  • За каждым серьезным проступком должно следовать наказание, но прежде следует выяснить причину, по которой ребенок ослушался. Действия детей не всегда обусловлены желанием посмотреть на реакцию взрослых. Может случиться и так, что малыш не видел другого выхода. Например, он прекрасно знает, что нельзя бить других детей, но у него силой отобрали игрушку. Если родителями не было объяснено, как можно себя повести в подобной ситуации, естественно, он ринется в бой.

Какие бывают наказания?

Современные родители считают телесные наказания недопустимыми. Крайняя мера – бойкот. Но так как «игра в молчанку» – это не совсем наказание, к ней прибегают непомерно часто. В итоге такая реакция родителей на непослушание обесценивается, а значит, перестает быть сдерживающей силой.
Последствия, которые не производят никакого впечатления, не имеют воспитательной силы. Итог непослушания должен быть достаточно неприятным, только тогда ребенок постарается избежать его в следующий раз и сразу подчинится воле взрослых. Каждый родитель знает, что может расстроить их сына или дочку.

Однако для простоты все наказания можно разделить на четыре больше группы.

  1. Лишение привилегий. Родители лишают ребенка удовольствий: отменяют поход в гости или покупку игрушки. «Привилегии» могут включать в себя и будничные вещи, например, сон в родительской постели, надевание любимого платья, прочтение сказки на ночь, просмотр мультфильмов и т.д.
  2. Лишение вещей. У трехлетнего малыша можно забрать плюшевую игрушку, у шестилетнего – книжку и телефон, десятилетнего ребенка можно на день лишить велосипеда.
  3. «Тайм-аут». Чаще всего детей ставят в угол или оставляют одних в комнате, чтобы заставить их успокоиться и дать возможность подумать о своих действиях. Наказание должно быть непродолжительным: пятилетнего малыша оставляют одного на пять минут или до того момента, пока он не прекратит истерику. Если ребенок отказывается выполнять приказание, следует поставить его перед выбором с еще более неприятными последствиями: или он прекращает себя так вести и идет в комнату, или не получает на обед сладкое, лишается на вечер телефона и т. д.
  4. Дополнительная работа. Дополнительная работа, полученная в наказание, может включать в себя любую деятельность, начиная с мытья посуды и заканчивая выучиванием нового стихотворения. Некоторые родители практикуют переписывание какой-либо фразы по сто раз.

Мама говорит «да», а ребенок в ответ – «нет»

Родителям нужно быть последовательными. Нельзя сегодня что-то запрещать, а завтра, ссылаясь на свою усталость или хорошее настроение, на то же самое не обращать никакого внимания. Нельзя – значит нельзя, и за нарушением установленного запрета непременно следует наказание.
Жесткий контроль со стороны родителей – это вероятная причина бунтарства. Чем больше ребенку навязывают свою точку зрения, тем больше он сопротивляется и ведет себя вызывающе. Если вы находитесь в состоянии силовой борьбы со своим малышом, обратите внимание на свое поведение. Возможно, ребенок «не слышит» вас, потому что вы сами говорите больше, чем делаете. В этом случае перестаньте постоянно читать нотации и покажите, что вас интересует мнение сына или дочки. Если ребенок спорщик, значит, с ним обязательно кто-то спорит. Если это вы, попробуйте оставить за ним последнее слово хотя бы там, где это возможно.
Ребенок натыкается на запреты взрослых, когда начинает ходить. До этого он сидел на одном месте, поэтому запрещать было нечего. Естественно, что ребенок отреагирует на запреты отрицательно.

Похожие новости



Комментарии - всего 0

Оставить комментарий