Дети / Воспитание ребенка

Как не вырастить лентяя

лентяйОбратите внимание, с какой настойчивостью ребенок, только недавно научившийся ходить, пытается не отставать от взрослых: стоит маме начать убираться, как кроха бежит с тряпочкой в руках, хватается за веник или пылесос. Конечно, от детей больше проблем, чем реальной пользы, поэтому они часто слышат: «Не мешай! Займи себя чем-нибудь». Однако именно в этом возрасте закладывается основа будущей взаимопомощи. Так что не препятствуйте – позвольте малышу почувствовать себя частью семьи и поверить в свои силы.

Важность привлечения детей к домашней работе

Когда малыша приобщают к домашним делам, он чувствует свою значимость, ведь он становится важным участником в жизни семьи. Ощущать себя структурной единицей чего-то целого – это и есть главная потребность детей. Что интересно, убирание игрушек не может заставить почувствовать свою нужность. Это достигается более ответственными делами. Помимо этого, забота о своем доме является основным жизненным навыком. И только от взрослых зависит отношение ребенка к выполнению каких-то бытовых дел в будущем.
Среди женщин есть те, для которых важно, чтобы в доме царила идеальная чистота, те, которые поддерживают порядок просто потому, что так надо, и те, которые не могут себя заставить выполнять некоторую домашнюю работу. Разумеется, их дети тоже будут по-разному относиться к уборке. Ведь детское отношение к той или иной работе или ситуации во многом зависит от того, как отзываются о ней взрослые.
Когда мама говорит: «Не мешай мне убираться. Пойди поиграй», она выказывает неуверенность в том, что ребенок в состоянии облегчить ее труд. Малыш привыкает к тому, что самое большое, чем он может помочь, – это просто отойти и не мешать. А потом, когда ребята подрастают, мамы начинают возмущаться: «Почему мне приходится все делать за тебя?» В то же время, если сурово приказывать дочке или сыну пылесосить, мыть посуду, полоть огород, то тоже ничего хорошего из этого не выйдет: ребенок вырастет дисциплинированным лентяем.

Работа по собственному желанию

детская леньВажно подмечать стремления малыша и давать ему задания, которые бы соответствовали его желаниям. Обычно маленькие детки проявляют большой интерес к стиральной машине: нажимают на кнопки, запихивают в нее все подряд, вываливают на пол чистую одежду и т. д. Такое любопытство можно использовать в своих интересах: укажите ребенку на корзину с грязным бельем и попросите переложить вещи в барабан. Или вот так: разлив что-нибудь на пол, уже в полтора года малыш копирует реакцию взрослых и бежит за тряпкой – разве плохо? Покажите ему, какими движениями нужно вытирать пол. Вернулись из магазина? Попросите встретившего вас в прихожей ребенка перетаскать покупки на кухню.
Вообще, детям нужно больше доверять. Конечно, до трех лет они не могут самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет, мыть руки и чистить зубы, но отдельные элементы этих дел им удаются уже с полутора лет, например, выносить за собой горшок – выливать содержимое в унитаз.

Любое старание ждет похвалы

Чтобы дети участвовали в решении бытовых повседневных задач, их нужно аккуратно подключить к работе, а чтобы они делали это с охотой, нужно правильно реагировать на их труд.
Первое, что нужно запомнить родителям, – ребенок будет стремиться вам помогать, если будет знать, как его помощь важна для вас. Например, когда мама говорит: «Большое спасибо, что вытер пыль, в комнате стало легче дышать», она дает малышу понять, что его действия привели к хорошим изменениям, за которые она ему благодарна, и тем самым поддерживает его желание вносить свой вклад в общую работу.
Второе – и детям, и взрослым хочется стараться ради других только тогда, когда их труд замечают. Поэтому, при оказании ребенком помощи маме, не оставляйте сей факт без внимания, даже когда чадо помогает ежедневно: «Ты уже успел сделать бутерброды?! Здорово!», «А я только думала, что пора бы вытереть пыль на полках! Какая ты молодец!» и т. д.
Третье – ребенок должен иметь возможность выбора. Если он не хочет вам помогать, не нужно сразу «взрываться» и кричать, что он плохой, испорченный и т. д. Для начала нужно выяснить, что с ним происходит. Возможно, он чем-то расстроен. Если вы слышите возражение: «Моих друзей дома не заставляют мыть посуду, а ты меня заставляешь», соберите семейный совет и обсудите на нем, кто что больше любит делать. Возможно ваш ребенок не любит мыть посуду, но без проблем согласится раз в неделю пылесосить и мыть полы. Давайте ребенку выбор, ведь это один из лучших способов поддерживать его желание помогать вам.

Надо ли платить?

ребенок убираетсяХотелось бы заострить внимание на одном важном моменте: оправдана ли плата за помощь малыша? Некоторые родители платят своим детям за то, что они моют посуду, полы и т. д. Однако это сопряжено с некоторыми рисками. Представьте, что в один день ребенок устроил забастовку и потребовал повышения платы. Как вы поступите в такой ситуации?
Деньги нельзя назвать хорошим мотивирующим фактором. Важно показать детям истинную причину, почему важно следить за своим домом. Другое дело, если ребенок половину дня провел с отцом в гараже, помогая ему чинить машину, или все выходные помогал бабушке полоть грядки. За такой труд можно отблагодарить материально.
Пока детки не начали взрослеть, работа по дому для них является небольшим приключением в новом для них мире. Важно поддерживать их интерес, чтобы он укрепился и перешел с ними во взрослую жизнь. Другой вопрос, как мамам сохранить при этом терпение, ведь малыши не всегда выполняют работу быстро и хорошо. Однако дети и не должны справляться со всем с первого раза. Поэтому освободитесь от перфекционизма и постарайтесь сделать так, чтобы работа доставляла радость, стремление помогать росло, а навыки совершенствовались. Не столь важно, как малыш выполнил работу, главное, что он подключился к процессу и почувствовал свою значимость. Он проделает одну и ту же процедуру несколько раз и научится выполнять ее хорошо.

Похожие новости



Комментарии - всего 1

  • image
    Надежда
    Лентяи вырастают из балованных детей, которых не заставляют ничего делать по дому, всячески оберегают от любых нагрузок, холят и лелеют. С раннего детства нужно прививать трудовые навыки ребёнку, повышая с возрастом число и сложность выполняемых заданий. Ребёнок должен понимать, что быть ленивым - это некрасиво, порочно. На примере героев сказок, детских книжек и на собственном это показывать.

Оставить комментарий